Статьи.
Святые о церковном пении.
Иконостас.
Краткие сведения о русских святых, явивших особую любовь к древнему церковному пению.
Cвятитель Феофан Затворник о церковном пении.
Избранные места из трудов святителя.
Старец Паисий Святогорец. Люди опять вернутся к старому
Отношение известного афонского старца к церковному пению и современному песнотворчеству
Дополнено.
Основоположники русской медиевистики.
Книги прот. Д. Разумовского и И. Вознесенского
на сайте "Московская регентско-певческая семинария".
Иоанн фон Гарднер. О Синодальных певческих книгах Русской Церкви и их применении в сегодняшней практике.
Интересные наблюдения классика русской медиевистики об особенностях пения по т.н. "топорикам", или "киевским нотам".
История церковного пения.
Главы из книги "Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков" (публикация текстов, комментарии, переводы А. И. Рогова) 148 Кб, rar
Подборка текстов XVI-XVII веков из разных источников, относящихся к истории церковного пения в России с переводом и комментариями
И. Е. Лозовая, Е. Ю. Шевчук, Церковное пение
Очень познавательный очерк истории церковного пения в России. В том числе, излагаются малоизвестные подробности развития церковного пения на Украине в XVI-XVII вв.
(166 Кб)
Современные исследования.
М. Школьник. Принципы развития знаменной нотации 11-17 вв.
Д. Коротких. Певчая Псалтырь в памятниках XVI-XVII вв.
Статья о разных версиях Певчей Псалтыри, в том числе, об авторском роспеве Логина Шишелова
(То же самое в архиве - 282Кб).
Д. Коротких. Музыкально-певческое наследие Саровской пустыни.
Некоторые малоизвестные подробности о богослужебно-певческом обиходе прославленного монастыря.
(То же самое в архиве - 218Кб).
Иеродьякон Павел (Коротких), Русские святые и знаменный роспев" (доклад на 2-м съезде любителей древнерусского церковного пения. Москва 2004).
Кантер А.А. Об исполнении псалмов 102 и 145, "Блаженн"
и тропарей на "Блаженнах" в чине Литургии
Д. Коротких. Знаменный роспев. Нотация и мелос.
Доклад на регентском съезде в г. Троицке о внутренней сущности знаменной нотации, ее отличиях от нотно-линейной и о проблемах освоения крюков.
Д. Коротких. Хомония или истинноречие?
Сообщение по материалам последних лингвистических исследований.
М.П.Рахманова.
Митрополит Филарет и церковное пение в Москве XIX столетия.
Ю.Ю.Сергеев
"Чувствовать дух церковного пения": св. Филарет (Дроздов) о церковном пении
Две интересные статьи об отношении к церковному пению св. Филарета, митр. Московского и о его борьбе за сохранение древних церковных роспевов.
О старообрядческом пении.
Н.Г. Денисов. К вопросу о соотношении письменной и
устной версий песнопения в современной старообрядческой
практике.
Статья известного исследователя старообрядческого церковного пения о "напевке".
М.Макаровская. О церковном пении и не только.
Интервью со старообрядческим уставщиком. Следует отметить глубокое понимание значения певческой традиции, свойственное старообрядцам.
М.Макаровская. Своеобразие Липованской богослужебно-певческой традиции.
Полемика.
Л.Игошев. Красивые слова и жестокая сущность.
Весьма критическая сатья о знаменном роспеве.
Д. Коротких. Некрасивые слова.
Ответ на предыдущую статью. Апология знамени.
Г. Печенкин. Слово в защиту народности церковного пения.
О манере пения на клиросе, приближенной к "фольклорной".