Cтартовая страница

Статьи. Богословские основы, история и теория Древнерусского пения
Пособия для обучения знаменной и киевской нотации, богослужебные песнопения.
Разное. То что не вошло в другие разделы

Гостевая книга
Иконостас

Краткие сведения о русских святых, явивших особую любовь к древнему церковному пению.










Блаж. Михаил Клопский, христа ради юродивый. (преставился ок. 1453-56 г.)

Святой Михаил подвизался в Клопской обители Cвятой Троицы, недалеко от Великого Новгорода. Известно, что святой был великим постником и чудотворцем. "Святый хлеба единаго в седмице вкушаше, такоже и воду единою пияше в седмице, и то пооскуду. Егда же святаго труд телесный понуждаше, тогда на земли пометаше и абие. В келлии бо ничтоже имеяше, ни риз, ни рогожи блаженный, но токмо едину ризу, еюже тело покрываше.Труды же его кто исповесть, или кий язык изглаголет; яко стень бо тело имея от великих трудов и воздержания". Святой Михаил Клопский взял на себя и подвиг юродства Христа ради. "Он же от фимиама уклоняшеся, и яко юрод вменяше себе быти". После своего появления в обители он никому не открывал своего имени, пока не был узнан князем. Когда в Новгороде и окрестных землях случилась трехлетняя засуха и даже реки стали пересыхать, то по молитвам святого потряслась земля и явился источник воды. Во время голода святой кормил нищих. При этом, по его молитвам наполнялись монастырские житницы. Блаженный Михаил предсказал падение Великого Новгорода. После смерти святого от его гроба истекают исцеления.

Житие святого также сообщает о его певческих способностях. После того как блаженный явился в обители "вниде в церковь святый на Литургию дне того и нача пети с клиросники, Единороднаго Cына, Слова Божия воплощение. И посем даша ему апостол чести. И слыша игумен яко источник течаше воды живы изоуст его. И посем святый всегда начат от дне того пети в церкви и чести в трапезе. Игумен же и братия слышавше толику сладость во чтении от уст его, и всем послушающим в сладость чтомаго от него"

Преподобный Пафнутий Боровский (1394-1477)

Преподобный постригся в монашество 20-ти лет от роду в Высоцком монастыре, где со временем и стал игуменом. В 1444 году святой основал монастырь Рождества Богородицы недалеко от Боровска “и церковь воздвиже преже древяну, по том же камену устрои, и подписа ея чюдно велми и украси ея иконами и книгами и всякою утварию церковною...”. Известно, что эту церковь расписывали известные изографы Дионисий и Митрофан.

Современники отмечали любовь преподобного к людям но, вместе с тем, и твердость, отвержение человекоугодия:

"Беседа же его вся проста, сладце беседоваше не токмо братиям, но и мирским и странным. Не по человекоугодию, но по Божию закону вся глаголаше, паче же делы творяше. Не устыдеся никогдаже лица княжска или болярска, ни приносом богатых умягчися когда, но сильным крепко закону соблюдение глаголаше и заповедем Божиимъ. Простым же тако же беседоваше, братию нарицаше. Никтоже от беседы его изыде скорбен когда, многым же и сердечныя тайны беседою отвръзаше, они же отходяще, чюдящеся, славяху Бога, прославляющаго своя угодникы”.

Святой также отличался нестяжательностью:

“Пища же его бе всегда братнее угождение, сам же всегда худейшая избираше. Не ткъмо о пищи, но и келейное устроение вся непотребна. Еще же и ризы его, мантия, ряска, овчая кожа, сандалия ни единому от просящих потребна быша”.


Известно и смирение святого:

- Где велиши себе гробе ископати и в землю положити? - вопрошает ученик своего старца, лежащего на смертном одре, и слышит в ответ:

- Идеже еси Клима гуменника положил, с тем мя погребите. А гроба не купи доубова. На ту шесть денег колочей купи, да раздели нищим. А мене лубком оберти да, под страну подкопав, положи.

Преподобный Пафнутий особенно выделялся своей любовью к церковному пению. Даже находясь в тяжкой болезни святой старался ежедневно посещать богослужения. Иннокентий так описывает церковную молитву старца:

“Егда же приде в церковь, тогда ста на своем месте, аз же ему уготових седалище. Старец же, на посох руце положь, таже главу преклонив, стояше. Егда же братия начаша стихиры пети, тогда старец начат пети с братиею по обычаю. Обычай же имеше старец ни единого стиха мимоити с молчанием, но всегда пояше с братиею. Егда же случашеся не услышати ему стиха или коего слова в стихе, тогда повелеваше кононарху пакы възвращатися множицею и повторяше стихи, дабы известно разумел”.

Из дальнейшего повествования видно, как уже чувствуя приближение смерти, святой спешил насладиться красотой церковных песнопений:

“Скончавше же бывши вечерни, наченьшу священнику понахиду... Братиа хотяще старца в келью вести, ему же не хотящу, рече бо: “Аз требую паче слышати, понеже мне нужнейше, ктому не возмогу слышати”. Братия же начаша пети “Блажени непорочнии”. Старец же усердно припеваше братиям, якоже братиям мнети, еда како легчае ему бысть”.

Известно также, что преподнобный ежедневно служил молебны - по два и даже по три в день.

Великая любовь старца к церковному пению не оскудела и перед самой его смертью. Тот же ученик старца описывает случай, имевший место незадолго до кончины преподобного:

“Спящу же ми, ощутих гласы поющих и абие со ужасом въскочих, вскоре дверь отверз, внидох в келью, обретох старца на обычном месте лежаща, ученика же у одра предстояща”. На вопрос Иннокентия, “Кто был зде”? келейник ответил: “Никого... Отнелиже ты изшел еси, старец начат петь “Блажени непорочнии в путь, ходящеи в законе Господни”, таже и стихи припеваше, еще же и “Руце твои сотвористе мя и создасте мя”, к сим же и “Благословен еси, Господи, научи мя оправданием твоим”, “Святых лик обрете” и прочая тропари”. Услышав о том, что старец пел заупокойные песнопения, Иннокентий опечалился: “Отходит старец к Богу”.

Преподобный подлинно был душой братии, которая получала большую пользу от его духовного руководства и утешалась его участием в церковных службах. Когда же они лишились своего старца, то горестная песнь едва могла исторгнуться из их уст. Священник Никита и некоторые от братии передавали, что во время погребения “ни пети, ниже конархати нихто же обретеся надгробная, но един точию от ученик его, Иннокентий именем, той с многими же слезами надгробная проглагола. А прочии вси слезами обливаху себе, яко от многих слез их и на землю падати или и проливатися”.

Преподобный оставил духовное завещание, в котором упомянул и богослужение, которое так любил:

“Блюдите убо сами себе, братие, как чин церковный и строение монастырю хощете имети: песненаго правила никогдаже преставляйте; свещам вжизания просвещайте; священници держите честно, якоже и аз, оброка их не лишайте; божественыя службы (Литургии) да не оскудевают, теми бо вся поспеются; трапезы от любостранна не затворите; о милостыи попецетеся; просяща потребная, тща не отпустите; от мира приходящих бесед удаляйтеся; в ручнем деле тружающеся; сердце свое храните всяцем трезвением от помысл лукавых... Весь устав и правило церьковное кротко и немятежно, и молчаливо, и просто рещи, яко же мене видите творяща, и вы творите...”.

Преподобный Иосиф Волоцкий (1515)

Ученик прп Пафнутия Боровского, основатель Иосифо-Волоколамского Успенского общежительного монастыря, пламенный борец с "новгородской ересью". Известно, что преподобный одевался, как нищий, так что никто не мог узнать в нем настоятеля. Во время голода его монастырь доставил пропитание многим бедным. Известно, что святой обладал незаурядными певческими талантами. Епископ Крутицкий Савва пишет о нем: "бе же у Иосифа в языце чистота и в очесех быстрость и в гласе сладость и в чтении умиление, достойно удивлению великому: никтоже бе в та времена нигде таков явися".
Инок Досифей (Топорков), ученик и сродник прп Иосифа также свидетельствует о певческом даре святого: "в церковных песнословии и чтении толик бе, якоже ластовица и славий доброгласный услажаше слухи послушающих, якоже ин никтоже нигдеже". Насельников Кириллова монастыря прп Иосиф поразил искусством петь псалмы. В Саввиной обители святой не хотел читать, боясь, чтобы по искусству чтения в нем не признали игумена. Преставился святой в 1515 году. (И. Хрущев, Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого, С. 31).

Святитель Иов, патриарх Московский и Всея Руси (1589 - 1605)

Первый московский патриарх, канонизированный одним из соборов Русской Православной Церкви XX века. Биограф святого (а точнее - агиограф) пишет о нем, что еще в бытность свою в старицком Успенском монастыре он считался первым среди церковников: "Прекрасен:бяше в пении и во чтении:, яко труба дивна, всех веселя и услаждая слухи сердца слышателей". "Во дни его не обретеся человек подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином:".

"В лета же его патриаршества много изрядных людей освященных быша церковников, но никтоже таков дарованием Божиим украшен. И егда убо чтяше молитвы Пятдесятныя, тогда вси во олтаре сослужебницы ему, и иже и не слезливыя, восхлипающе плакаху, занеже глас его бяше умилен во чтении, громогласуя и добротою чтения у всех сердце, яко огнем, попаляя и просвенщая ко умилению плача".

"И непременно яко три седмицы или четыри непрестанно служити ему святую Литургию; ...выпевати имущим службу святым на Литургии, такожде и шестеричным и поелиелеосным святым...".

Преподобный Дионисий Радонежский

Преподобный Дионисий был архимандритом Троице-Сергиева монастыря после снятия его осады польскими захватчиками в XVII веке.

"Приложи ему Бог к его благоразумию бодрость и силу, урядство и благолепие лица, и возраст телесный, якоже никтоже ин в та лета обреташеся подобен ему: ...очи ему были веселы: в словесех был утешителен, ко учению же мужествен, тих и скромен; но наказывал никого не обинуяся".

Известно о большой любви преподобного к богослужебному пению и чтению.

"На крилосе сам певал, и статьи прочитывал: глас его дивен был; вси бо слышащии глас его поюща или чтуща веселяхуся сердцы и радовахуся душами, сладкому гласу его удивляющеся; ибо дар ему зрения и умения от Бога дарован был. Почему разумеющии силу словес, чтомых от него, любяху отца своего, словесы его утешающеся: ибо аще и тихо слово от уст испущаше на чтении, но и в задних углех и в притворех простирашеся глас его, и ничьих ушей не минуя, всеми явно слышан был".

"Дионисий бяше тщателен ко всему, и сам на крилосе пояше, иногда же статьи любяше чести, егоже доброе чтение и пение и поучение мнози от братии, и от клирик, и от простой чади зело любяху слышати и хваляху вси разумеющии Писание"

"Сей же Дионисий почасту пояше и чтяше, не для себя творя то, ни тщеславяся, но немощи немощных носил, и не себе угождал но ближняго к созиданию: видя бо овех всегда не приходящих, инех же изнемогающих, и их от душевной и телесной смуты избавлял; издалече бо зряше грядущия козни от диавола".

Преподобный был знаком и с крюковой нотацией. Так, убеждая головщика Логина в неправильности варианта песнопения, им составленного, святой упоминает статью светлую, как знак, указывающий на ударение.

Преподобный много заботился о церковном благолепии:

"И при его архимандричестве много из церковников бысть иноков именитых... а головщиков и клирошан на обеих клиросах по двадцати семи на клиросе, а иногда и больше бываху".

"... и уставщика и головщиков любезными глаголы увещевая, но и с поиском всяким пищею и питием утешая, повелевая им благодушным быти ко исправлению церковнаго пения".

Обращаясь к троицкому головщику, известному своим непокорным нравом, преподобный обличает его за невнимательное пение, за увлечение внешней красотой роспева в ущерб молитве:

"И ты первый человек в церковниках, что поеши, а не разумееши, как апостол Павел учит о пении сице: воспою языком, воспою же и умом: аще ли пою, а не разумею, или глаголю, сам того не знаю, то что будет? Павел же глаголаше о том же, аще не увем силы слову, кая польза ми есть? бых яко кимвал, сиречь бубен, или колокол шумящь... Ты же аще и много поешь, но малым чем прогневляешь Господа Бога, то что твои труды будут?"

Святитель Филарет Московский.

Известно, что св. Филарет умел и любил петь. По его собственным словам, он "певал в Коломне на клиросе" с 10-11 лет. Митрополит был твердо убежден, что именно традиционное клиросное пение (а не какое-либо иное) "сохранило всю простоту истинно духовной, первовдохновенной музыки".

При митрополите возникло в Москве Общество древнерусского искусства, которое ставило одной из своих целей публикацию крюковых рукописей и древних теоретических руководств.

Когда директор Придворной Капеллы Львов попытался добраться до пения в Троице-Сергиевой лавре с тем, чтобы гармонизировать древний лаврский напев св. Филарет написал в письме архимандриту Антонию от 12 февраля 1850 года: "Смирение посылает нам Бог в том, что генерал хочет всю церковь переучить пению по-своему. Если в Лавре поют хорошо; если там корень греческого пения, на что же хотеть вырвать сей корень и предлагать четырехголосное пение? - Если дадите свои ноты: к ним приложат такую гармонию, что и не узнаете ни ваших нот, ни вашего напева. И когда вы скажете, что это несходно с вашим прежним: то вам скажут, что гармония правильна, и такою признает ее вся Европа. Посему лучше нам петь, как благословил до ныне преподобный Сергий: и это его милость, что о Лаврском пении не завелось дела, которое для некоторых других мест не без затруднений было".

Вот еще одно высказывание святителя о церковном пении: "Православное богослужение, древнее, мудрое, полное благодати и назидательности, мы исполняем слабо, спешим, сокращаем и еще стесняем оное новосоставленными песнопениями... не много заботясь о том, ясен ли в них дух жизни..."

"Есть и другое, противоположное мнение о церковном обиходе и церковном напеве, что это есть собственность всего православного русского народа, подобно как, например, молитва "Отче наш". Нельзя признать верным сего мнения... Собственность составляется собственным трудом или принятием от другого по праву или по уступке. Русский народ не произвел церковного пения своим трудом и ни от кого не получил на оное права или уступки. Церковное пение своим трудом произвела первенствующая церковь и греческая церковь последующих веков; российская церковь заимствовала оное от греческой, в дополнение к тому своим трудом образовала некоторые напевы; для охранения древнего пения заключила его в ноты, сперва крюковые, а потом в более ясные линейные знаки, и учит народ употреблению и сохранению сего пения. Нужно ли более, чтобы признать за нею право собственности на сие пение? Есть ли отнять у нее сие право и отдать церковное пение в совершенно произвольное употребление народа (так как собственностию всякий может располагать по произволу), то легко могло бы случиться, что мирской вкус пения вторгся бы в церкви, возобладал в них и ввел напевы, недостойные святыни. Это уже видим в западной церкви, где театральная музыка употребляется в церквах при богослужении, как будто распорядители церковные приняли на себя должность искусителей, чтобы мысли пришедших молиться увлекать из церкви в театр".

Вот отзыв митрополита о некоторых переложениях прот П. Турчанинова: "сие положение пения, как неудобоисполнимое, не достигает положенной цели - поддержать и восстановить древнее церковное пение повсеместно. Другие пьесы, и в большем числе, обработаны протоиереем Турчаниновым так неточно с древними образцами, что в них совсем не можно узнать древнего церковного напева. Это уже совершенное уклонение от предположенной цели..."

Усилие высказать искусство, - писал святитель Филарет, - дает пению не церковный характер и развлекает слушающего"

Соглашаясь с допустимостью многоголосной обработки древних напевов св. Филарет при этом отмечал, что напев переложений должен быть "точно сходным с древним напевом, который, как замечено в указе Св. Синода, характером спокойной важности и умиления приятен благоговейному слуху, привычен православному народу.

"Священно-церковнослужители, читающие и поющие в церкви, должны исполнять свое дело с неослабленным вниманием, сохраняя древнее церковное пение без повреждения нововведениями, несообразные с простотою и умилением".

Святитель Игнатий Кавказский (Брянчанинов).

В жизнеописании святого нет сведений о его певческих дарованиях. Однако его любовь к древним роспевам и уставному богослужению не вызывает никаких сомнений. Святитель с глубочайшим уважением высказывался о знаменном роспеве и свидетельствовал о его высочайшей духовной ценности.

"Весьма справедливо святые отцы называют наши духовные ощущения "радосто-печалием": это чувство вполне выражается знаменным напевом, который еще сохранился в некоторых монастырях и который употребляется в единоверческих церквах. Знаменный напев подобен старинной иконе. От внимания ему овладевает сердцем то же чувство, какое и от пристального зрения на старинную икону, написанную каким-либо святым мужем. Чувство глубокого благочестия, которым проникнут напев, приводит душу к благоговению и умилению. Недостаток искусства - очевиден, но он исчезает пред духовным достоинством. Христианин, проводящий жизнь в страданиях, борющийся непрестанно с различными трудностями жизни, услыша знаменный напев, тотчас находит в нем гармонию со своим душевным состоянием. Этой гармонии он уже не находит в нынешнем пении Православной Церкви. Придворное пение (здесь указываю наиболее на обедню; впрочем, "Господи, помилуй", поемое на литургии, уже поется и на всех церковных последованиях), ныне взошедшее во всеобщее употребление в православных церквах, необыкновенно холодно, безжизненно, какое-то легкомысленное, срочное! Сочинения новейших композиторов выражают настроение их духа, настроение западное, земное, душевное, страстное или холодное, чуждое ощущения духовного. Некоторые, заметив, что западный элемент пения никак не может быть соглашен с духом Православной Церкви, справедливо признав знаменитые сочинения Бортнянского сладострастными и романическими, захотели помочь делу. Они переложили, с сохранением всех правил контрапункта, знаменный напев на четыре голоса. Удовлетворил ли труд их требованию Церкви, требованию ее духа? Мы обязаны дать отрицательный ответ. Знаменный напев написан так, чтоб петь одну ноту (в унисон), а не по началам (partheses), сколько бы певцов ни пели ее, начиная с одного певца. Этот напев должен оставаться неприкосновенным: переложение его есть непременно искажение его. Такой вывод необходим по начальной причине: он оправдывается и самим опытом".

Преподобный Серафим Саровский.

По воспоминаниям современников в Саровской пустыни пели знаменным роспевом: "Пение в Сарове было совершенно особое, "столповое". Ноты не признавались, пользовались крюками. Головщик начинал, к нему присоединялись остальные. Последнее время головщиком состоял иеромонах Иоасаф. Пели громко, прямо кричали. Напевы держались древние, протяжные, напоминали голос ветра, гулявшего по обширному Саровскому лесу". (Дивеевские предания, М. 1992)

Сохранились свидетельства, что преподобный Серафим любил петь духовные песнопения.

"На грядах, удобрённых мхом, о. Серафим сажал семенами лук и другие овощи, которыми он питался летом. Телесный труд порождал в нем благодушное состояние, и о. Серафим работал с пением молитв, тропарей и канонов. Владея счастливой памятью, он знал наизусть множество церковных песней, которыми и услаждал свой дух. Так он певал, например, Всемирную славу в честь Пресвятыя Богородицы, считая Ее покровительницей своей пустыни; чудный антифон Пустынным непрестанное божественное желание бывает, представляющий пустынную жизнь; песнь, возносящая душу к великому делу любви Божией, творению мира и человека: Иже от несущих вся приведый, Словом созидаемая, совершаемая духом, и т.п." (Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря 1991, репринт издания 1903, С.63)
Поскольку в Саровской обители было принято знаменное пение, естественно предположить, что и преподобный в своей уединенной келье пел то, что прежде постоянно слышал за богослужением - песнопения знаменного роспева. Среди рукописей саровского собрания кроме двух крюковых обиходов и одного Ирмология, имеется и Октоих на крюковой ноте, в котором среди прочих воскресных песнопений выписаны Догматики и Антифоны степенны.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Мне вспоминается такой случай. В одном богатом семействе был вечер. На нем одна талантливая девушка удивительно хорошо исполнила лучшее произведение Моцарта. Все были в восхищении, а у притолоки стоял лакей, подававший папиросы и вообще прислуживающий гостям, и позевывал: "И что это господа слушают такую скучную музыку? Вот бы поиграли на балалайке". Он был прав в своем суждении, так как серьезная музыка была ему непонятна. Чтобы понимать произведения земного искусства, и то надо иметь художественный вкус. Возьмем, например, пение. Теперь даже в церковь проникают театральные напевы и мелодии, вытесняя старинное пение, а между тем оно часто бывает высокохудожественным, но его не понимают.
Как-то я был у обедни в одном монастыре и в первый раз слушал там так называемое столповое пение. "Херувимская", "Милость мира" и другие произвели на меня сильное впечатление. Народу было мало, я стоял в уголке и плакал, как ребенок. После обедни я зашел к игумену и рассказал ему о своем впечатлении.
- А вы, верно, никогда не слышали столпового пения? - спросил меня игумен.
- Нет, - отвечаю, - даже названия не знал.
- А что такое столбовой дворянин?
- Ну, это значит имеющий древний род.
- Так и столповое пение - это древнее пение, мы заимствовали его от отцов, а те - от греков. Теперь оно редко где встречается, забывают его, много появилось новых напевов - Алябьева, Львова и др. Правда, и из новых есть необычайное: Турчанинов, например, его напевы известны не только в России, но и за границей, даже в Америке и то оценили его по достоинству. Недавно регент спрашивает меня:
- Благословите запричастный спеть "Воскресения день".
- Бог благословит, - отвечаю, - это и нужно.
- Только новым напевом.
- Каким же? Пропойте хотя бы на один голос.
Он пропел.
- Ну, - говорю, - такой напев может вызвать только слезы уныния, а вовсе не радостное настроение. Нет уж, пойте по-старинному.
Так и спели.
Напев Пасхального канона составлен Иоанном Дамаскиным, и так дивно, величественно составлен. Он возвышает душу и исполняет духовной радости по мере воспринимаемости каждого. Но появляется вопрос: где ключ для открытия духовных радостей? На это ответ один - в молитве Иисусовой. Великую силу имеет эта молитва. И степени она имеет разные. Самая первая - это произнесение слов: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного".

На Пасху 13 апреля 1911 г.

"Беседы старца с духовными чадами (1907-1912 гг.)"

Священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Соликамский.

Священномученик Андроник был пламенным проповедником Православия и защитником традиционных ценностей русского общества.

На своем жизненном пути сщмуч Андроник побывал миссионером в Японии, епископствовал в Омской епархии и наконец был поставлен на управление Пермской кафедрой.

Как повествует житие новомученика: "На Пермскую кафедру взошёл подвижник и архипастырь-миссионер, подобный святому Стефану Пермскому - крепкий молитвенник, ни во что вменявший всякое богатство. Все средства жертвовал Владыка на помощь беднякам; одевался просто, никогда не носил шёлковых ряс. Его жизнь была образцом древнего благочестия, а время служения Святителя - временем расцвета духовной жизни в Пермской епархии; устраивались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян; в аудитории при Стефановской часовне начались занятия миссионерского и народно-певческого кружков; составилась хорошая библиотека, из которой всем желающим выдавались книги на дом; во всех храмах города служились акафисты, после которых проводились беседы... Для малоимущих при одном из храмов было организовано "попечительство о бедных" со своей дешёвой столовой. При свечном заводе и на подворье Белогорского монастыря открылись книжные лавки. При храме училища слепых и в женском монастыре были устроены детские приюты. Воскресенский храм содержал на свой счёт богадельню, в которой жили около пятидесяти стариков:"

Владыка был одним из многих дореволюционных архиереев, ценивших и поддерживавших древнерусское церковное пение: "Касательно богослужебной практики Владыка советовал приходским священникам завести в храмах общенародное пение, говоря при этом, что: "Нет лучших распевов, чем знаменные". "Начать нужно со всем известных молитв и кончить тем, чтобы все богослужение вместе с канонархом исполнялось самими прихожанами". И это было именно то, что позволяло верным быть "едиными усты и единым сердцем". "Кроме того, непременно нужны внебогослужебныя чтения и беседы в храме, в школе..."

В Пермской епархии, которую окормлял владыка, находился и знаменитый Белогорский миссионерский монастырь, основанный бывшим старообрядцем-беспоповцем сщмуч Варлаамом. Хотя пока не удается установить было ли в обители знаменное пение, но по сохранившимся свидетельствам богослужение в обители очень точно следовало Уставу.

"В 1917 году на обсуждении в Предсоборном Совете вопроса о допущении русского языка в богослужении, Владыка твёрдо отстаивал незыблемость церковно-славянского языка как особого богослужебного языка, допуская перевод церковных книг лишь для домашнего употребления:"

"Владыка Андроник много способствовал народному просвещению и проведению миссионерской деятельности в жизнь. В губернии было немало старообрядцев, и в конце концов, благодаря его стараниям, стали возникать единоверческие приходы, для которых трудами преосвященного были учреждены специальные пастырские курсы для подготовки единоверческих священнослужителей. Обучение заканчивалось торжественным Богослужением. Литургию в единоверческом храме совершал по служебнику XVI века сам Владыка".

На Поместном Соборе 1917 г. владыка вошёл в состав Издательского Отдела и был одним из энергичнейших его деятелей. "Огнь пылающий" - так звали его.

В следующем 1918 году многие миряне и клирики пострадали в связи с приведением в исполнение советского указа об изъятии церковных ценностей. Среди них был и священномученик Андроник.

"Палачи отвезли исповедника в лес по Сибирскому тракту в ночь на 7 июня и заставили вырыть себе могилу, грозя закопать его живым. Закончив работу, Владыка минуть десять помолился, поклонился на четыре стороны света, и лёг в своё последнее пристанище. Его тут же начали закапывать заживо, но священномученик не подавал признаков жизни. Несколькими выстрелами чекисты закончили свою "работу адову"".

Священномученик Андроник причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Святой пророчески предсказал возрождение России: "Стоном стонет наш народ: Но воскреснет погибающая в прахе и пепле Россия родимая".

Святый священномучениче Андрониче моли Бога о нас!

* * *

Много же и иных мужей святых любляху древнее церковное пение, обаче не обретеся свидетельства подробна о многих. Богу же помогающу приложатся и сия.










English v.

Обновления

Карта сайта

Пишите нам!

Поиск:














Дьячье око
Сайт о древне-церковной певческой культуре.
Знаменный фонд
Крылошанинъ
Православное Литургическое Содружество
Древний глас
ОЛДП во имя св. Иова
Скит на болоте
Каталог Православное Христианство.Ру




Home Articles Neumas Trifles Gbook



Graphics by GIMP get Ooo! get firefox!
Вечерняя песнь: счетчик закачек