Cтартовая страница

Статьи. Богословские основы, история и теория Древнерусского пения
Пособия для обучения знаменной и киевской нотации, богослужебные песнопения.
Разное. То что не вошло в другие разделы

Гостевая книга

Об исполнении псалмов 102 и 145, "Блаженн" и тропарей на "Блаженнах" в чине Литургии

Кантер А.А.

В настоящее время наряду с общим возрождением церковной жизни в обществе отмечается рост интереса к проблемам, связанным с литургикой, церковным Уставом, его становлением и развитием. Нет нужды объяснять, что без знания истории богослужебного Устава на сегодняшний день, когда значительная часть нашего былого духовного наследия оказалась весьма прочно забытой, многое в богослужебных чинах Церкви вос-принимается формально, поскольку за внешней формой часто отсутствует понимание того внутреннего смысла, которым изначально проникнуты все церковные обряды.

Это печальное обстоятельство, по-видимому, сохраняется и для одних из наиболее часто встречающихся в течение богослужебного года литургических элементов, каковыми являются начальные песнопения Литургии, или Обедницы, а именно: псалмы 102-й ("Благослови душе моя Господа"), 145-й ("Хвали душе моя Господа"), "Блаженны" ("Во Царствии Си, егда приидеши, помяни нас Господи") [1] и тропари на "Блаженнах", - традиционно имеющие неверное толкование, с точки зрения способа их исполнения на богослужении.

Проблема заключается в том, что сегодняшняя богослужебная практика, по всей видимости, существенным образом расходится в данном вопросе, во-первых, с древней практикой (если судить по рукописным источникам XIV-XV вв., содержащим уставные указания на сей счет), во-вторых, очевидно, противоречит стилистике исполнения вообще песнопений подобного рода, что будет видно из дальнейшего изложения.

В современной старообрядческой богослужебной практике выше-указанные песнопения либо просто читаются псаломщиком (как это имеет место, например, в беспоповских общинах, некоторых южно-русских поповских приходах), либо поются на напевы "самогласных" стихер или подобнов (такая практика встречается в тех поповских приходах, которые опираются на богослужебную традицию, существующую в Покровском соборе на Рогожском кладбище в Москве).

Мы не будем обсуждать здесь проблему чтения 102-го, 145-го псалмов и стихов "Блаженн" на Литургии, т.к. эта практика, очевидно, изначально продиктована стремлением к сокращению богослужебного чина и, если и может быть отчасти оправдана, то лишь, вероятно, для случаев будничных богослужений (когда не празднуется память полиелеосного святого или святого "с выходом") [2].

Что касается певческого исполнения на Литургии упомянутых двух псалмов, а также стихов "Блаженн" и тропарей на "Блаженнах", согласно образцу рогожской традиции, то данный способ встречает ряд существенных возражений.

Прежде всего, в 3-х рукописных Часословах (XIV и XV вв.) нам уда-лось обнаружить припевы (!) к 102-му и 145-му псалмам в чине Обедницы (для 102-го псалма припев: "Благословен еси Господи" [3]; для 145-го: "Славлю Отца и Сына и Святаго Духа [силу]")[4]; в тех же Часословах и в ряде других имеется припев к стихам "Блаженн" ("Помяни ны [мя] Госпо-ди егда при[и]деши во Царствие Си") [5]. Из этого можно заключить, что в XIV-XV веках, видимо, еще существовала (хотя и не повсеместно, судя по малому числу памятников с подобными уставными указаниями) практика т.н. стихословия указанных песнопений, т.е. пения (или роспевного чтения) стихов псалмов с припевами. Что касается тропарей на "Блаженнах", то в древних Часословах, вышеупомянутых и им подобных, нередко встречается надписание первого тропаря на будничных "Блаженнах": ирмос (!), - что однозначно указывает на образец и способ исполнения вообще тропарей на "Блаженнах".

Сказанное выше о псалмах Обедницы (как именуются 102-й и 145-й псалмы в старопечатных Часословах) хорошо согласуется с чином пения праздничных и вседневных литургийных антифонов. Поскольку последние по уставу всегда положено исполнять с припевами к каждому стиху [6], по аналогии, естественно напрашивается вывод о необходимости припевов также и для псалмов 102-го и 145-го, играющих роль соответственно I-го и II-го антифонов Литургии для большей части дней богослужебного года.

Далее, именно стихословие в качестве способа певческого исполнения для 102-го, 145-го псалмов и "Блаженн" представляется наиболее естественным, т.к. оно присуще вообще песнопениям псалмического характера, в чем нетрудно убедиться, проанализировав зафиксированные в крюковых Обиходах напевы Предначинательного 103-го псалма, "воззвашных" и "хвалитных" псалмов, кафизм, I-й и VIII-й Пророческих Песней, праздничных литургийных антифонов и т.д. Схематично псалмический тип представляется состоящим из 2-х частей: речитативной (которой исполняются стихи псалма), и более мелизматической (которой поются концы стихов и припевы к ним), несущей уже, как правило, рисунок определенного гласа. Некоторые примеры, приводимые в Приложении А, иллюстрируют сказанное.

Наконец, из истории церковного пения Греческой Церкви, начиная от средневековой Византии и до настоящего времени, хорошо известно деление песнопений на своего рода типы, отличающиеся друг от друга как по технической сложности исполнения и различной степени развития мелизматики, так и по месту их употребления в богослужении. Данное обстоятельство, например, совершенно однозначно исключает пение тропарей канонов (и, стало быть, тропарей на "Блаженнах"), а также псалмов, на напевы "самогласных" стихер. Эти группы песнопений исторически и стилистически принадлежат к разным мелодическим классам (псалмодии и гимнографии тропарей канонов и стихер).

С учетом всего вышесказанного можно сделать весьма обоснованное предположение о том, что первоначальным и наиболее естественным способом певческого исполнения 102-го, 145-го псалмов и "Блаженн" в Русской Церкви было стихословие (т.е. речитативное пение стихов с припевами), просуществовавшее по крайней мере до начала XV в. В то же время тропари на "Блаженнах", очевидно, исполнялись по образцу соответствующих ирмосов. Таким образом, отчетливо просматривалась преемст-венная связь с древней Византией в вопросе мелодической иерархии пес-нопений.

* * *

В результате певческой реформы, произошедшей на Руси во второй половине XV в. и приведшей к значительному усложнению напевов в стилистике знаменного роспева [7], очевидно, стало затруднительным роспевать тропари на "Блаженнах" по образцу ирмосов. Вероятно, с этого времени происходит переход от пения их на Литургии к чтению [8]. Наряду с этим, учитывая значительный объем таких песнопений, как 102-й и 145-й псалмы, и, соответственно, естественное удлинение службы при надлежащем способе их исполнения (с припевами к стихам), нетрудно догадаться, что исчезновение чина стихословия их, скорее всего, произошло в результате стремления к сокращению богослужения, следы чего, к сожалению, приходится наблюдать в современной старообрядческой практике при изучении и других моментов богослужения, дошедших до настоящего времени в искаженном виде (например, замена Пророческих Песней краткими припевами на канонах утрени в невеликопостный период [9] и т.д.).

Пение тропарей и псалмов Литургии на напевы "самогласных" стихер представляет собой позднее явление в старообрядчестве, появившееся в Рогожской общине, по словам известного исследователя ее певческой традиции Н.Г.Денисова, в начале XX в., и, по-видимому, оно не имеет под собой авторитетного исторического основания. Это необходимо помнить при попытках возрождения церковной старины в современном богослужении.

* * *

Подъитоживая сказанное, думается, не только целесообразно, но и весьма желательно вернуть в современную богослужебную практику ис-полнение наиболее часто употребляемых в течение года литургийных антифонов в том виде, какой они, очевидно, имели на Руси, по крайней мере, до начала XV в. Что касается практической реализации данного вопроса, она не представляется неразрешимой задачей. Так, имея напевы "воззвашных" и "хвалитных" псалмов, концов тропарей, аллилуия, "Бог Господь", праздничных антифонов и кафизм, во множестве встречающихся в различных рукописных и печатных крюковых сборниках, вполне можно по аналогии распеть на все 8 гласов и 102-й, и 145-й псалмы, и "Блаженны" (см. Приложения Б-Г). Постепенно можно будет также расписать в крюковой нотации и тропари канонов на "Блаженнах" по образцу соответствующих ирмосов. А до тех пор вполне возможно сочетать чтение тропарей с пением их концов [10] на мотивы, изложенные, например, в крюковых Ирмолоях (см. Приложение Д). Задача возвращения из небытия нашего утраченного духовного богатства, о котором здесь идет речь, и интересна, и необходима, ибо преследует еще одну чрезвычайно важную цель - активного участия в богослужении по возможности все большего числа молящихся, что вполне соответствует мысли свв. отцов Церкви [11] и никоим образом не противоречит церковным канонам[12].

В заключение хотелось бы отметить чрезвычайную скудость сохранившихся рукописных памятников, содержащих уставные указания по поводу данного вопроса и ему подобных. В связи с этим, автор был бы весьма признателен всем исследователям русской богослужебной старины, которым посчастливилось бы обнаружить какие-либо дополнительные материалы по затронутой теме.

Ссылки:

[1] В данной работе мы ограничиваемся рассмотрением особенностей богослужения по старому, дониконовскому чину, поэтому тексты приводятся в дониконовской редакции.

[2] Поскольку богослужение Обедницы беспоповским чином не является Литургией и, соответственно, предполагает меньшую торжественность, то в данном случае, может быть, также уместно именно чтение, а не пение.

[3]Часослов с шестодневом (XV в.). РГАДА. Ркп. отд-е б-ки Синод. Тип. Ф. 381. № 48. Л. 24 об.
Часослов с дополнениями (XV в.). РГАДА. Ркп. отд-е б-ки МГА МИД. Ф. 188. № 828. Л. 27 об.

[4] Часослов со службами на Господские праздники (XIV в.). РГАДА. Ф. 381. № 46. Л. 34 об.
Часослов с шестодневом (XV в.). РГАДА. Ф. 381. № 48. Л. 24 об., 25.

[5] Часослов с Синаксарем на весь год (XIV в.). РГАДА. Ф. 381. № 45. Л. 96.
Часослов (XIV в.). РГАДА. Ф. 381. № 46. Л. 35.
Часослов (XV в.). РГАДА. Ф. 381. № 48. Л. 25 об.

[6] Для I-го антифона: "Молитвами Богородицы Спасе спаси нас"; для II-го праздничного: например, "Спаси нас Сыне Божий, преобразивыися на горе (или - молитвами Богородицы - и т.д.), по-ющих Ти. Аллилуия, аллилуия, аллилуия"; для II-го вседневного антифона: "Молитвами всех святых Твоих Спасе спаси нас".

[7] Лозовая И.Е. Проблемы певческого исполнения канона в эпоху домонгольской Руси // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика: Материалы научных конференций / РАМ им. Гнесиных. М., 1994. С. 79.

[8] Весьма возможно, что существовала еще практика пения концов тропарей на "Блаженнах", т.к. о подоб-ном способе исполнения тропарей канонов в середине XVII в. упоминает Арсений Суханов (См.: Арсений Суханов. Проскинитарий // Правосл. Палест. сборн. СПб., 1889. Т. 7. Вып. 3. С. 218, 237, 242.).

[9] Кантер А.А. Пророческие Песни в Иерусалимском уставе дониконовской редакции // Мир старообряд-чества. Вып. 4: Живые традиции. (М.: Изд-во МГУ, 1996).

[10] См. ссылку на стр. 5.

[11] Приведем здесь высказывания свт. Иоанна Златоустого и блж. Августина. Так, в беседе на пс. 17 нахо-дим у Златоуста: "Отцы установили, чтобы народ, когда не знал всего псалма, подпевал из псал-ма стих сильный, заключающий в себе какое-либо высокое учение, и отсюда извлекал потребное наставление" (Цит. по изд.: Скабалланович М. Толковый Типикон. (Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира Акц. о-ва печ. и издат. дела Н.Т.Корчак-Новицкаго, 1910). Вып. 1. С. 170.). В сочи-нении блж. Августина "Исповедь", IX, 7 читаем: "Было установлено пение по обычаю восточных стран, чтобы народ не томился скукою" (См.: Там же. С. 172.).

[12] Это видно из толкования Валсамона на 15-е правило Лаодикийского собора, будто бы запрещающее мирянам участвовать в пении в церкви. По объяснению Валсамона, миряне не должны лишь восходить на амвон и предначинать пение (См.: Кормчая книга. М., 1804. Л. 53; См. также: Книга правил святых апостол, святых соборов Вселенских и поместных, и святых отец / Свято-Троицкая Сергиева Лавра. М., 1992. С. 165.).



Условные обозначения в ссылках: РГАДА - Российский Государственный архив древних актов. МГА МИД - Московский Главный архив Министерства иностран- ных дел.








English v.

Обновления

Карта сайта

Пишите нам!

Поиск:














Дьячье око
Сайт о древне-церковной певческой культуре.
Знаменный фонд
Крылошанинъ
Православное Литургическое Содружество
Древний глас
ОЛДП во имя св. Иова
Скит на болоте
Каталог Православное Христианство.Ру




Home Articles Neumas Trifles Gbook



Graphics by GIMP get Ooo! get firefox!
Вечерняя песнь: счетчик закачек