Фотогалерея съезда
1-й Всероссийский Практический Съезд любителей древнерусского церковного пения
Москва, комплекс Православного дома-приюта при храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами.
Пока еще свежи впечатления от съезда спешу поделиться ими.
30.6.2003
Тихий шок от количества собравшегося в фойе народа (лично я надеялся что приедет хотя бы 30-40 человек, а тут все восемьдесят!). Продается масса литературы по древним роспевам (книги расходятся как горячие пирожки, особенно крюковые). Например второй том Азбуки Е. Григорьева стал предметом настоящей охоты со стороны любителей самой архаичной традиции знаменного пения - наонной. Как всегда книг на всех не хватило. К примеру за первый день съезда разобрали весь тираж двоезнаменников "Воскресные тропари и кондаки", напечатанный А. Ковалениным в авральном порядке накануне.
Прохожу чуть вперед. Как много знакомых лиц!
Конечно самая запоминающаяся встреча - с "сетянами". Наконец-то мы увидели друг друга в реальной жизни! Интернет - хорошо, а встреча в "реале" - это куда лучше.
Вижу знакомых священников из разных монастырей, друзей, с которыми не раз певал на одном клиросе, вновь знакомлюсь с людьми, которых раньше не встречал, но которых понимаешь с полу-слова, с полу-взгляда. Теплая встреча, оживленное общение - все это проносится перед глазами, как будто в режиме ускоренной перемотки. И вот уже начинается то, ради чего мы собрались. Съезд предваряется торжественным молебном в Вознесенской церкви. О. Сергий Рождественский, "ангел-хранитель" съезда, о котором мы еще не раз вознесем теплые молитвы, облачился в священные ризы с двумя другими священниками, участниками съезда.
"Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков!". Мощное, дружное "Аминь" прозвучало в ответ. Стоит заметить, что мы специально раздали молящимся песнопение "Царю небесный" на крюках, но, как выяснилось, напрасно - большинство знало этот гимн наизусть. Дружное пение вознеслось под сводами собора. Первые впечатления - самые сильные. Не скоро забудется это ощущение ожившего Предания наших отцов и дедов, это прикосновение к глубине неисчерпаемой сокровищницы русской церковной старины.
Бог Господь в целом прозвучало уже не так уверенно, но зато тропари на напев самогласнов малого знаменного роспева быстро подхватили даже те, кто впервые его слышал - сказалась доступность унисонного пения, возможность следовать за голосом головщика.
Большое впечатление произвели и ектеньи - голоса молящихся звучали как могучий прилив морской волны.
Поблагодарив Бога за
Его великие и неизреченные милости мы направились в конференц-зал. Наконец начинается первое заседание.
В целом надо отметить, что обсуждения докладов и тем круглых столов имели настолько живой и часто неожиданный характер, что направлять ход съезда было непросто. Организаторам приходилось импровизировать на ходу, стремясь сгладить острые углы и подчеркнуть действительно важные моменты. Тем не менее почти все темы вызвали большой интерес собравшихся.
Особенно активно обсуждался вопрос о концерте в богослужении. Выступавшие не столько повторяли прописные истины о вреде концертного подхода при исполнении знаменных песнопений, сколько предлагали реальные решения этой проблемы. Обсуждение этого вопроса так затянулось, что после него удалось рассмотреть только проблему освоения вокальной техники и выбора приличной для церкви манеры пения. Центром обсуждения стал доклад И. Ю. Лукичевой. Несмотря на некоторую неоднозначность теоретической части доклада большинство участников съезда воздали должное богатому практическому опыту и исполнительскому мастерству Инны Юрьевны.
В связи с вопросом о вокальной технике активно обсуждался вопрос о приемлемой манере пения. Многих любителей знаменного пения привлекает "народная" манера исполнения церковных песнопений. По ходу обсуждения выяснилось, что в старообрядческой среде манера исполнения мирских песен отличается от церковной. Как мне кажется, общее мнение участников съезда склонилось к той точке зрения, что церковные песнопения должны звучать строго, прилично для святого места, по возможности удаляться от чрезмерно открытой позиции, "гагаканья" и других элементов "фольклорного" характера. С другой стороны было отмечена необходимость изучения устной традиции исполнения песнопений во всей полноте - начиная от исполнителей Византийской монодии и кончая пением в беспоповских общинах. К счастью у всех собравшихся была возможность познакомиться с огромным пластом старинного русского церковного пения благодаря большому количеству аудиозаписей, которые можно было приобрести в кулуарах съезда. Хочется надеяться, что каждый "знаменщик" нашел для себя много полезного в этих записях. Пусть престарелые исполнители не всегда чисто воспроизводят церковную мелодию, зато как свободно и легко звучат их голоса, особенно если сравнить их с увы привычным для нас "задавленным" пением, свойственным для певчих совсем недавно начавших изучать древнерусские роспевы.
Некоторое оживление также было вызвано докладом Т.А. Демьянчук (СПб). Мнения участников разошлись относительно того как следует интерпретировать "духовные толкования" крюков, встречающиеся в древнерусских азбуках. Большинство практикующих головщиков (в том числе священников и монахов) осталось при мнении, что эти толкования не являются практическим подспорьем в молитве, но являются символом, подчеркивающим высокое значение церковного пения.
1.7.2003
Второй день наконец удовлетворил чаяния всех тех, кто ждал именно практической части, которую пожалуй можно назвать самой яркой страницей съезда. В этот день большинство времени заняло прослушивание церковных песнопений в исполнении разных хоров, обсуждение разных методик преподавания знаменной нотации.
Большой интерес вызвал доклад И.В. Стариковой, посвященный методике преподавания М. Ф. Никонова, певчего нижегородской старообрядческой Успенской общины (Белокриницкого согласия). Главный смысл данной методики заключался в том, что для заучивания знаков знаменной нотации используется особая система обозначений звуковысотности (с помощью штрихов различной длины, размещенных на разной высоте и снабженных звуковысотными пометами), облегчающая визуальное восприятие знамен и значительно ускоряющая процесс обучения. Главное достоинство этой системы - доступность и простота, позволяющие быстро освоить пение по пометной крюковой нотации. Сам Михаил Федорович, присутствовавший в зале, активно участвовал в обсуждениях и любезно согласился продемонстрировать пение хора своих учеников.
Методика обучения чтению беспометной нотации, предложенная Г.Б. Печенкиным, несомненно была одним из открытий этого дня.
Комплекстная система освоения крюков, расчитанная на несколько лет, отличается продуманностью и большим количеством дидактических находок, способствующих усвоению певческого материала. Она основывается на изучении сочетаний знамен - "попевок" и заучивании особых музыкальных примеров "кокиз", в которых вместо обычного богослужебного текста пропеваются названия попевок.
Важно то, что данная система обучения создавалась в расчете на детей от 6 до 12 лет. Результаты применения данной методики участники съезда оценили в конце первой части заседания, когда юные ученики Глеба Борисовича с легкостью исполнили Догматик 8-го гласа, записанный беспометной нотацией, в том числе и две фиты со сложными для исполнения "странными голосами".
Основным достоинством данной системы изучения крюков является глубина постижения внутренней структуры роспева, которая позволяет не только исполнять, но и заново распевать песнопения.
Интерес собравшихся привлекла также система обучения беспометной нотации, предложенная И.Г. Носковым (Пермь). Она основана на сочетании нотной записи и графических образов, облегчающих запоминание "характера кокиз" (характер кокиз, их смысловая окраска определяется в соответствии с известным трудом прот. Б. Николаева). Интересна форма учебного пособия - азбука представлена в виде набора кубиков, каждая из сторон которых представляет определенный дидактический прием. С одной стороны размещены начертания семейства попевок, с другой - соответствующее им нотно-линейное представление, с третьей - иконописный фрагмент, соотносящийся по мысли составителей основному смыслу попевок и т.д.
После окончания докладов прозвучали духовные песнопения древних роспевов в исполнении нескольких хоров. В начале выступил хор Б.П. Кутузова, исполнивший песнопение Царю Небесный напевкой и столповым знаменем, а затем еще одно демественное песнопение. Затем прозвучали кондак Успению и ирмосы (столповые и напевкой) в исполнении старообрядцев белокриницкого согласия священника Леонтия Пименова и М.Ф. Никонова. После этого на сцену поднялись представители двух Поморских общин, также исполнивших ирмосы столпового роспева и те же ирмосы напевкой. Пение трех отроков из хора Г. Б. Печенкина, исполнивших Догматик "Царь небесный" по беспометным крюкам завершило эту часть съезда. Самым интересным в этих выступлениях было то, что ни один из участников не готовился к этому специально. Идея исполнить некоторые песнопения силами собравшихся родилась спонтанно. Тем ценнее то, что можно было услышать "из первых уст", особенно старообрядческие напевки.
В этот день выступления хоров перемежались активным обсуждением наонного пения, ценности раздельноречных песнопений, сохранивших архаичную структуру знаменного роспева, возможность использования приглушенных "еров" для более ясного произнесения текста на современном православном богослужении.
Необходимо отметить, что в первые два дня съезда после обеда проводились спевки, направленные на подготовку участников к пению за Божественной Литургией, которая состоялась в среду, 2 июля. Многие участники съезда впервые увидели как выглядят древнерусские крюки и запели по ним. Как сказал один из священников, принявших участие в съезде: "эти спевки дали мне больше, чем самостоятельные занятия в течении целого года". Макет крюкового Обихода был составлен Мелитиной Макаровской на основании многолетних исследований рукописных источников, снабжен комментариями и распространен среди участников съезда. Книга сопровождалась аудио-кассетой с записью песнопений, имеющихся в Обиходе, что должно облегчить усвоение материала при самостоятельном изучении.
Всесьма ценными для большинства собравшихся оказались мастер-классы, проведенные Г.Б. Печенкиным. Эти занятия стали одним из главных мероприятий съезда, т.к. помогли многим участникам приступить к изучению древнерусской знаменной нотации, или дополнить свои знания в этой области.
2.7.2003 г.
Кульминация съезда пришлась на третий день. Божественная Литургия, отслуженная в верхней Вознесенской церкви надолго останется в памяти участников съезда. В целом служба пошла достаточно уверенно, за исключением небольших недочетов. Мощное звучание двух хоров, в каждом из которых пело не менее 30 человек (а в правом и все 40) оставило неизгладимое впечатление. Чинные сходы ликов на середине церкви (к Приидите поклонимся, Херувимской песни и Достойно есть) дали пищу для размышления многим из тех, кто впервые познакомился с древним чином.
Радость от совместного богослужения не оставляла нас весь этот день. Не случайно Божественная Литургия пришлась на день памяти св. Иова, Патриарха Московского и Всея Руси. Как известно из его жития, святитель "прекрасен бяше в пении и во чтении, яко труба дивна, всех веселя и услаждая слухи сердца слышателей... Во дни его не обретеся человек подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином". Во все время съезда в зале присутствовала икона св. Иова, по молитвам которого, как я думаю, съезд и удался на славу.
Последний день съезда был посвящен обсуждению вопросов книгоиздательства и компьютерных технологий. Доклады Е.Ф. Шевяковой, И.В. Коренькова и А.В. Коваленина вызвали большой интерес. Были впервые представлены два крупных проекта, связанные с текстовым представлением знаменной нотации и созданием хранилища знаменных песнопений в Интернете (подробнее с этими проектами можно ознакомиться здесь: и здесь).
Во время круглого стола обсуждались вопросы распевания текстов, поднимались вопросы переиздания круга наонных крюковых книг и др.
После подведения итогов съезда было объявлено о создании Общества Любителей Древнерусского Пения и началась регистрация желающих принять участие в этом многообещающем проекте.
Когда съезд подошел к концу все участники единодушно говорили о том, что он удался на славу. Дело не только в количестве участников, которых в конце собралось больше 130 человек, и не в общественном резонансе (по телеканалу РТР был показан сюжет о съезде). Самое главное, что радовало собравшихся, это то, что мы больше не одиноки в своей любви к древним роспевам. Благословение Святейшего Патриарха Алексия на проведение съезда вселяет в нас надежду на то, что это начинание имеет долгую жизнь и принесет обильные плоды. С Божией помощью теперь мы сможем преодолеть трудности, которые оказывались не под силу энтузиастам-одиночкам.
Остается поблагодарить тех, без кого этот съезд не мог бы состояться:
Его Святейшество Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия,
Протоиерея Сергия Киселева,
Протоиерея Димитрия Смирнова,
Иерея Константина Татаринцева,
Иерея Сергия Рождественского,
Осколкова Николая Анатольевича, директора Православного детского дома-приюта при храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами,
Генерала Шаталова Анатолия Федоровича, заместителю начальника Синодального Отдела по связям с ВС и ПУ
Печенкину Г.Б., председателю оргкомитета съезда,
А так же:
Мелитину Макаровскую,
Андрея Волкова
Вячеслава Панченко,
Екатерину Шевякову,
Вячеслава Валентинова
И всем участникам и гостям съезда.
Слава Богу за все!