Гиштория знаменного пенья,
скрупулезно собранная и составленная из преданий народов крайнего
севера.
Доносятся до нас самодостовернейшие народные сказанья, будто при
начале хрестьянства пришли к нам на Русь три грека. Знатные они были
мастера церковной певчей науки.
Пришли они не с пустыми руками: един с книгою, а другой-то со
складным заморским струментом, зовомым пюпитра, ну а третий просто
так - сам хорош.
Стоят, смотрят: батюшки-светы! Кругом - ужасть что творится!
Поють - хто во што горазд. Одни по каким-то вовсе не православным, а
очень даже латинским книжкам поють прегрустный мадрыгал, сочиненный
вроде как Гвидкой Абрецким, а можа и еще кем похуже. Другие - все на
едину манеру дують - по бездорожью, лишь бы та служба скорее
кончилася. А третьи и вовсе читают, да еще с пребольшой запинкою и
всяким неблагоговеинством.
Шо тут делать? Ну, один-то грек это и говорит: "давайте мы их
настоящему взаправдашному пению православному обучим". "Ага", -
говорят другие два грека, - "и притом - безданно, безпошлинно, а то
ужо эти казаки нашим ушам досадили до невозможности".
Ладно. Стали учить, - никак не даются казаки. Кажный свое, родное
норовит пропеть, чего с издетства от мамки запомнил и из
отечественной окружающей среды понасбирал. Не дается казаку еллинска
мудрена наука. Един лад прыгыйской, а ин попрыгыйской. Срамно
сказать-то. Один только мелодий и заучили, - дырейской прозывается.
Это оттого, шо промежду кажного казачьего гыка там цельная дыра
умещаетца. А ежели что потоньшей, - дак и не сподручно петь.
Греки-то в слезы - не выходит не шиша! Ино один казак - здоровый
детина - всю-то пюпитру им поломал невзначай. Вот беда! Так и
осталися казаки недоучонные - половину песней по-грецки запомнили, а
половину по-свойски. И отселе пошло на Руси изрядное всамогласие.
Особливо когда те греки назад, в свою Елладу поворотили:
2.
Ну дальше - больше. Чего наши казаки сразу не позабыли - опосля
быстрехонько само из головы повылетело. Да тут еще злая напасть
приключилась, - басурманский царь Батый всю Русску землю пожег,
пограбил - великая беда. И в церквах-то петь стало некому, потому
как едва не всех певцов татарва перевела.
На счастье, малая ватага ученых отрочат спаслася в наших северных
пределех, в самой глуши забившись. Енти детишки много старого
расейского пенья затвердили и знали все накрепко. Ино, мало-по-малу,
стали других хрестьян обучать и через то наше великое
словено-россейское пенье сохранилося. А в прежнем стольном граде
Киеве все-то позапропало и повывелось. Оттого там и польския партесы
ныне распевают наипаче, а не русское знамя.
Долго ли коротко - пресветлый наш князь Димитрий не стерпел боле
поругания православней вере и вседши на свово вороного коня повел
полкы на проклятое Мамаище. И бысть битва велика. Татары, конечно от
такого нашего храброго натиска побежали, все побросавши, даже жен.
Опосля сраженья одних полонянских женок набралося в семь крат больше
самого побитого татарского войска с главным мурзой впридачу.
Вслед за сей татарской конфузией начат наша русская земля помалу
вновь силу набирать. Великий князь тогда, как раз, в
свежеотстроенную столицу переехал и к своему двору стал наилучших
певцов скликать со всего свету. Ну, ясное дело, попреди всех
пролезли латинския ежуиты и говорят:
"Ежели у вас такая беда и своих певцов не сыскать, то вот вам
наши совершеннейшие боколизы". Привели они и поставили пред
княжеские очи своих боколизов, а те уж и рады стараться. Ударили они
по своим клявусам и кембальцам и сладенько, эдак, завели. Един
ворчит изниска - и бровьми эдак шерудит, важно! Иной средним гласом
гундосит, а рукавами-то так и машет, басурманская душа. Третий же
верещит не своим голосом, бесстыдник и нипочем ему, что рядом такие
сурьезные государственные мужи собралися. А протчие бокализы -
такожде, кто во что горазд, в тое и поет.
Все же, от того партесного многоусугубленья у иных государевых
слуг сердце, аки медом все разволоклось и унутреннее мокротное
вещество пораскисло.
Однако наш государь - человек был в православии твердый и к
сантиметрам вовсе не склонный: иноземным соблазном не поддался, но
прегромко топнул об пол самодержавным каблуком и то ежуитское
кривлянье всячески прекратил. "Не годится нам", - говорит, - "ваше
боколизное и медоточное растресновение. Поищем чего посурьезнее и
случаю поприличнее". С тем латинницы искусительные и отошли с
государева двора до времени, не солоно похлебавши.
Между тем политесная партия германского ампиратора Каролуса
прознавши про такую важнецкую оказию, в срочном порядке подрядило
дилижанс до самой Москвы, везти посольскую делегацию вкупе с
набольшими люторскими певчими.
Путешествие у них не задалося с самого начала. На пол-дороге, в
местечке против нонешнего Питерсбурха, германский проводник сбрел в
местную питейную аустерию по причине своей крайней любви к росейским
горячительным напиткам, особенно, можжевеловой водке, и совершенно
пропал.
Догадливые немцы быстро сообразили, что отыскать дорогу до нашей
столицы можно и без всякого ненужного проводника. Так уж издавна у
нас повелось, что вдоль самой главной росейской дороги через кажные
три-четыре версты непременно встречается крохотный кабачок, али
скромное деревенское кружальце. Передвигаясь таким манером от одного
заведения к другому, подданные германского ампиратора Каролуса
вскорости прибыли в столицу.
Однако, вследствие сильного утомления от пути, эти почтенные люди
никак не могли объяснить горожанам чего же они желают и какова их
диспозиция. Потому государь и повелел определить посольскую братию
за речку, в слободу - до полного вытрезвления: "авось-ка вспомнят,
зачем пожаловали".
Этого с ними, однако же, никак не случилось. Проспавшись с
неделю, послы принялись осваиваться на новом месте, как ни в чем не
бывало: завели свое хозяйство, с мельницей и пивоварней и про пение
боле не вспоминали. За то обиженные москвичи прозвали то место
Кукуем - "кукуйте, мол дальше, господа невежливые фонсбрюхеры".
Государь-же от тоски-кручины не знал что делать, - думал, было,
снова греков звать, да у тех, как назло, славный город Царьград
турки отобрали, им и не до пения вовсе стало. Впору было нам идти на
турок воевать, да тут все само-собою разрешилось и турецкую кумпанию
решено было отложить ненадолго.
Как верно доносит народное преданье, виновник сей благой
перемены, некий пасечник Перфилий, уроженец города Юрьева, пошел в
лес по дрова, однако заплутал и в течении трех месяцев, двигаясь
лесом и не выходя к населенным пунктам, пересек вдоль и поперек всю
Восточно-Европейскую возвышенность. Наконец, он забрел-таки в самую
северную поморскую глушь и там обрел живых-невредимых преславных
певцов, которые в отрочестве укрылися в тех краях от нечестиваго
Батыя. Они, конечно, к этому времени утвердились смыслом и
возмужали, а потому, для государевой службы весьма пригодились.
С той поры снова повелось на Руси изрядное всамогласие.
Старорусское-то пение против латинского партесу не в пример вернее и
лучче. От его в телеси мокротность не киснет, а напротив - крепнет
всяческая бодрость.
3.
А что иные глаголют, будто наши крюковые тайнозамкненные знамена
греки придумали, то это нам зело сумнительно. Народная молва
опять-таки доносит старинное преданье, будто бы един от упомянутых
первобытных самых казаков, который пюпитру испортил, был ремеслом
молотобоец и большой мастер ковать всякий скобяной приклад. Говорят,
это он первую крюковую азбуку выковал из наилучшего и крепчайшего
железного прута, для сохранности и на память будушим поколениям
певцов.