Cтартовая страница

Статьи. Богословские основы, история и теория Древнерусского пения
Пособия для обучения знаменной и киевской нотации, богослужебные песнопения.
Разное. То что не вошло в другие разделы

Гостевая книга


Гиштория знаменного пенья, скрупулезно собранная и составленная из преданий народов крайнего севера.

Доносятся до нас самодостовернейшие народные сказанья, будто при начале хрестьянства пришли к нам на Русь три грека. Знатные они были мастера церковной певчей науки.

Пришли они не с пустыми руками: един с книгою, а другой-то со складным заморским струментом, зовомым пюпитра, ну а третий просто так - сам хорош.

Стоят, смотрят: батюшки-светы! Кругом - ужасть что творится! Поють - хто во што горазд. Одни по каким-то вовсе не православным, а очень даже латинским книжкам поють прегрустный мадрыгал, сочиненный вроде как Гвидкой Абрецким, а можа и еще кем похуже. Другие - все на едину манеру дують - по бездорожью, лишь бы та служба скорее кончилася. А третьи и вовсе читают, да еще с пребольшой запинкою и всяким неблагоговеинством.

Шо тут делать? Ну, один-то грек это и говорит: "давайте мы их настоящему взаправдашному пению православному обучим". "Ага", - говорят другие два грека, - "и притом - безданно, безпошлинно, а то ужо эти казаки нашим ушам досадили до невозможности".

Ладно. Стали учить, - никак не даются казаки. Кажный свое, родное норовит пропеть, чего с издетства от мамки запомнил и из отечественной окружающей среды понасбирал. Не дается казаку еллинска мудрена наука. Един лад прыгыйской, а ин попрыгыйской. Срамно сказать-то. Один только мелодий и заучили, - дырейской прозывается. Это оттого, шо промежду кажного казачьего гыка там цельная дыра умещаетца. А ежели что потоньшей, - дак и не сподручно петь.

Греки-то в слезы - не выходит не шиша! Ино один казак - здоровый детина - всю-то пюпитру им поломал невзначай. Вот беда! Так и осталися казаки недоучонные - половину песней по-грецки запомнили, а половину по-свойски. И отселе пошло на Руси изрядное всамогласие. Особливо когда те греки назад, в свою Елладу поворотили:

2.

Ну дальше - больше. Чего наши казаки сразу не позабыли - опосля быстрехонько само из головы повылетело. Да тут еще злая напасть приключилась, - басурманский царь Батый всю Русску землю пожег, пограбил - великая беда. И в церквах-то петь стало некому, потому как едва не всех певцов татарва перевела.

На счастье, малая ватага ученых отрочат спаслася в наших северных пределех, в самой глуши забившись. Енти детишки много старого расейского пенья затвердили и знали все накрепко. Ино, мало-по-малу, стали других хрестьян обучать и через то наше великое словено-россейское пенье сохранилося. А в прежнем стольном граде Киеве все-то позапропало и повывелось. Оттого там и польския партесы ныне распевают наипаче, а не русское знамя.

Долго ли коротко - пресветлый наш князь Димитрий не стерпел боле поругания православней вере и вседши на свово вороного коня повел полкы на проклятое Мамаище. И бысть битва велика. Татары, конечно от такого нашего храброго натиска побежали, все побросавши, даже жен. Опосля сраженья одних полонянских женок набралося в семь крат больше самого побитого татарского войска с главным мурзой впридачу.

Вслед за сей татарской конфузией начат наша русская земля помалу вновь силу набирать. Великий князь тогда, как раз, в свежеотстроенную столицу переехал и к своему двору стал наилучших певцов скликать со всего свету. Ну, ясное дело, попреди всех пролезли латинския ежуиты и говорят:

"Ежели у вас такая беда и своих певцов не сыскать, то вот вам наши совершеннейшие боколизы". Привели они и поставили пред княжеские очи своих боколизов, а те уж и рады стараться. Ударили они по своим клявусам и кембальцам и сладенько, эдак, завели. Един ворчит изниска - и бровьми эдак шерудит, важно! Иной средним гласом гундосит, а рукавами-то так и машет, басурманская душа. Третий же верещит не своим голосом, бесстыдник и нипочем ему, что рядом такие сурьезные государственные мужи собралися. А протчие бокализы - такожде, кто во что горазд, в тое и поет.

Все же, от того партесного многоусугубленья у иных государевых слуг сердце, аки медом все разволоклось и унутреннее мокротное вещество пораскисло.

Однако наш государь - человек был в православии твердый и к сантиметрам вовсе не склонный: иноземным соблазном не поддался, но прегромко топнул об пол самодержавным каблуком и то ежуитское кривлянье всячески прекратил. "Не годится нам", - говорит, - "ваше боколизное и медоточное растресновение. Поищем чего посурьезнее и случаю поприличнее". С тем латинницы искусительные и отошли с государева двора до времени, не солоно похлебавши.

Между тем политесная партия германского ампиратора Каролуса прознавши про такую важнецкую оказию, в срочном порядке подрядило дилижанс до самой Москвы, везти посольскую делегацию вкупе с набольшими люторскими певчими.

Путешествие у них не задалося с самого начала. На пол-дороге, в местечке против нонешнего Питерсбурха, германский проводник сбрел в местную питейную аустерию по причине своей крайней любви к росейским горячительным напиткам, особенно, можжевеловой водке, и совершенно пропал.

Догадливые немцы быстро сообразили, что отыскать дорогу до нашей столицы можно и без всякого ненужного проводника. Так уж издавна у нас повелось, что вдоль самой главной росейской дороги через кажные три-четыре версты непременно встречается крохотный кабачок, али скромное деревенское кружальце. Передвигаясь таким манером от одного заведения к другому, подданные германского ампиратора Каролуса вскорости прибыли в столицу.

Однако, вследствие сильного утомления от пути, эти почтенные люди никак не могли объяснить горожанам чего же они желают и какова их диспозиция. Потому государь и повелел определить посольскую братию за речку, в слободу - до полного вытрезвления: "авось-ка вспомнят, зачем пожаловали".

Этого с ними, однако же, никак не случилось. Проспавшись с неделю, послы принялись осваиваться на новом месте, как ни в чем не бывало: завели свое хозяйство, с мельницей и пивоварней и про пение боле не вспоминали. За то обиженные москвичи прозвали то место Кукуем - "кукуйте, мол дальше, господа невежливые фонсбрюхеры".

Государь-же от тоски-кручины не знал что делать, - думал, было, снова греков звать, да у тех, как назло, славный город Царьград турки отобрали, им и не до пения вовсе стало. Впору было нам идти на турок воевать, да тут все само-собою разрешилось и турецкую кумпанию решено было отложить ненадолго.

Как верно доносит народное преданье, виновник сей благой перемены, некий пасечник Перфилий, уроженец города Юрьева, пошел в лес по дрова, однако заплутал и в течении трех месяцев, двигаясь лесом и не выходя к населенным пунктам, пересек вдоль и поперек всю Восточно-Европейскую возвышенность. Наконец, он забрел-таки в самую северную поморскую глушь и там обрел живых-невредимых преславных певцов, которые в отрочестве укрылися в тех краях от нечестиваго Батыя. Они, конечно, к этому времени утвердились смыслом и возмужали, а потому, для государевой службы весьма пригодились.

С той поры снова повелось на Руси изрядное всамогласие. Старорусское-то пение против латинского партесу не в пример вернее и лучче. От его в телеси мокротность не киснет, а напротив - крепнет всяческая бодрость.

3.

А что иные глаголют, будто наши крюковые тайнозамкненные знамена греки придумали, то это нам зело сумнительно. Народная молва опять-таки доносит старинное преданье, будто бы един от упомянутых первобытных самых казаков, который пюпитру испортил, был ремеслом молотобоец и большой мастер ковать всякий скобяной приклад. Говорят, это он первую крюковую азбуку выковал из наилучшего и крепчайшего железного прута, для сохранности и на память будушим поколениям певцов.

И о сих до зде.

c DDragon. 17 ноемврия 2001г.








English v.

Обновления

Карта сайта

Пишите нам!

Поиск:














Дьячье око
Сайт о древне-церковной певческой культуре.
Знаменный фонд
Крылошанинъ
Православное Литургическое Содружество
Древний глас
ОЛДП во имя св. Иова
Скит на болоте
Каталог Православное Христианство.Ру




Home Articles Neumas Trifles Gbook



Graphics by GIMP get Ooo! get firefox!
Вечерняя песнь: счетчик закачек