|
|
Подобны –
песнопения, которые по строению текста и напеву следуют образцу -
самоподобну. Название
самоподобна складывается из начальных слов этого песнопения. В
богослужебных книгах ссылка на самоподобен выглядит примерно
следующим образом: Глас 4, подобен "Дал еси знамение".
После такого заголовка следуют стихиры 4 гласа, которые поются
напевом самоподобна, начинающегося словами "Дал еси знамение".
В
древнерусской традиции не используется византийский термин
"самоподобен" (αυτόμελα).
Вместо этого и "подобные" песнопения и "образцы"
- самоподобны у нас именовались одинаково - подобнами.
Самоподобны,
которые можно встретить в рукописях XVII века, можно разделить на
устные и письменные. Те из них, которые были удобны для пения
наизусть, благодаря простоте мелодии, назывались "приимощными"
(или "приимочными", "приемными"). Другие, сложные
по мелодике подобны пелись не наизусть, а по крюкам. Поэтому они
назывались знаменными (то есть письменными – записанными
крюками).
Так,
к "приимощным" относится подобен первого гласа "Прехвальнии
мученицы", а к знаменным – "О дивное чудо" того
же гласа.
Примерно
в начале 17 века, с целью придания большей торжественности
богослужению, были созданы "знаменные" версии и для
"приимощных" подобнов (существует несколько редакций таких
знаменных подобников). При этом петь новые знаменные подобны можно
было только по крюкам, так как они не строго следовали модели
самоподобна, в них заменялись и добавлялись попевки и проч.
Фактически подобны превращались в самогласные стихиры с
самостоятельной структурой, фитами и т.д.
Такая
практика исполнения искажает древнюю церковную традицию пения на
подобен. Поэтому в нашем собрании отсутствуют "новые знаменные"
подобны.
Собрания
образцов для пения на подобен обычно объединяли в особый раздел
"подобны на осмь гласов", или "подобник". Каждому
подобну обычно предшествует указание на глас и на количество строк
(для удобства деления текста в богослужебной книге).
В
старых богослужебных книгах подобны часто снабжались "репьями"
– особыми знаками-звездочками, разделяющими песнопения на
строки, согласно их модели-самоподобну. Если разделения нет, или оно
не соответствует требуемому количеству строк, необходимо правильно
разделить песнопение на строки. Следует обращать внимание на текст
подобных песнопений – он часто перекликается с текстом
самоподобна, что необходимо учесть при разметке.
Описание подобнов
(В первой колонке - название подобна, во второй - тип: знаменный (зн) или
приимощный (пр), в третьей - количество строк, на которое должен делиться текст
(только для приимощных подобнов), в последней - указание где можно найти текст подобна).
1 глас.
Название
|
тип
|
строк
|
В какой службе
|
"О, дивное
чудо!"
|
зн
|
|
15 авг, Успение, Вел.
в, на Г.в. 1я
|
"Небесных чинов"
|
пр
|
6
|
Окт., Неделя вечер,
Богородичен на стих
|
"Прехвальнии
мученицы"
|
пр
|
9
|
Окт., среда вечер, на
стих
|
2 глас.
"Киими
похвальными"
|
зн
|
|
29 июня, апп. Петра и
Павла, на Вел. в., Г.в., 1я
|
"Егда от древа"
*
|
пр
|
12 **
|
Великий Пяток, вечер,
на стих. 1я
|
"Доме Евфрафов"
|
пр
|
5
|
Неделю перед
Рождеством *** на стих,
|
"Терпяще
мучения" ****
|
зн
|
|
9 марта, 40 муч.
Севастийских, на Г.в. 1я
|
"Просветителя
нашего"
|
зн
|
|
6 янв., Богоявление,
на Великой Вечерни, Г.в.
|
*
старое: "Доме Ефрантов" – калька с греческого 'oikos
tou efranta`'
**
или "на колико хощешь"
***
если оно приходится на 24 декабря. В современных минеях текст
встречается 18 декабря и 21 декабря – в службе св. Петру
Митрополиту Московскому
****
Эта стихира составлена "по мотивам" проповеди свт. Василия
Великого на 40 мучеников.
3 глас.
"Велия креста"
|
зн
|
|
Октоих, в Неделю веч,
на стих, 3я
|
"Поставиша
тридесять сребренники"
|
зн
|
|
Вел четв., тропарь
9го Антифона Страстей
|
4
глас.
*
варианты: званный свыше, иже званный свыше
5
глас.
"Радуйся
Живоносный Кресте"
|
пр
|
14/*
|
14 сент.,
Крестовоздвижение, вечер, на стих 1я
|
"Преподобне
отче"
|
зн
|
|
11 янв., прп.
Феодосия общих житий начальника, на Г.в. 1я
|
*
или "на колико хощеши"
6
глас.
*
Варианты: В третий день, Третий день
**
Все возложше, Все упование
***
Неначаемая
****
Ангельския преидут силы. Эта группа стихир по преданию написана прп.
Романом Сладкопевцем.
7
глас.
"Не ктому
возбраняемы"
|
зн
|
|
Октоих, вторник
вечер, на стих
|
"Днесь бдит
Иуда"
|
зн
|
|
В Великий Пяток,
тропарь 6го Антифона Страстей
|
8
глас.
"О преславнаго
чудесе" *
|
пр
|
9
|
14 сентября,
Крестовоздвиж., утро, на хвал.
|
"Что вас
наречем" **
|
пр
|
8
|
Окт., пон утро, на
стих, муч
|
"Господи, аще и
на судищи"
|
зн
|
|
Окт., Неделя, утро,
на хвалитех
|
"Мученики Твои,
Господи"
|
зн
|
|
Окт., втор веч на
стих
|
"Мученицы
Господни"
|
зн
|
|
Окт., Неделя, веч, на
стих
|
"Иже во Едеме
рай" ***
|
зн
|
|
Окт., среда, утро, на
стих
|
*
Вариант: О преславное чудо
**
Что вы наречем
***
Еже древле во Едеме, Во Едеме рай
Глас 1.
Глас 2
|
Подобен 2 гласа. Доме Евфрафов. (pdf)
То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 348 Кб)
Подобен 2 гласа. Егда от древа. (pdf)
То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 650,5 Кб)
Подобен 2 гласа. Киими похвальными венцы. (pdf)
То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 1 Мб)
Подобен 2 гласа. Терпяще мучения(pdf)
То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 1,748 Мб)
|
Глас 4
Глас 5.
Глас 6
Глас 8
|
English v.
Обновления
Карта сайта
Пишите нам!
|