Cтартовая страница

Статьи. Богословские основы, история и теория Древнерусского пения
Пособия для обучения знаменной и киевской нотации, богослужебные песнопения.
Разное. То что не вошло в другие разделы

Гостевая книга

Подобны – песнопения, которые по строению текста и напеву следуют образцу - самоподобну. Название самоподобна складывается из начальных слов этого песнопения. В богослужебных книгах ссылка на самоподобен выглядит примерно следующим образом: Глас 4, подобен "Дал еси знамение". После такого заголовка следуют стихиры 4 гласа, которые поются напевом самоподобна, начинающегося словами "Дал еси знамение".

В древнерусской традиции не используется византийский термин "самоподобен" (αυτόμελα). Вместо этого и "подобные" песнопения и "образцы" - самоподобны у нас именовались одинаково - подобнами.

Самоподобны, которые можно встретить в рукописях XVII века, можно разделить на устные и письменные. Те из них, которые были удобны для пения наизусть, благодаря простоте мелодии, назывались "приимощными" (или "приимочными", "приемными"). Другие, сложные по мелодике подобны пелись не наизусть, а по крюкам. Поэтому они назывались знаменными (то есть письменными – записанными крюками).

Так, к "приимощным" относится подобен первого гласа "Прехвальнии мученицы", а к знаменным – "О дивное чудо" того же гласа.

Примерно в начале 17 века, с целью придания большей торжественности богослужению, были созданы "знаменные" версии и для "приимощных" подобнов (существует несколько редакций таких знаменных подобников). При этом петь новые знаменные подобны можно было только по крюкам, так как они не строго следовали модели самоподобна, в них заменялись и добавлялись попевки и проч. Фактически подобны превращались в самогласные стихиры с самостоятельной структурой, фитами и т.д.

Такая практика исполнения искажает древнюю церковную традицию пения на подобен. Поэтому в нашем собрании отсутствуют "новые знаменные" подобны.

Собрания образцов для пения на подобен обычно объединяли в особый раздел "подобны на осмь гласов", или "подобник". Каждому подобну обычно предшествует указание на глас и на количество строк (для удобства деления текста в богослужебной книге).

В старых богослужебных книгах подобны часто снабжались "репьями" – особыми знаками-звездочками, разделяющими песнопения на строки, согласно их модели-самоподобну. Если разделения нет, или оно не соответствует требуемому количеству строк, необходимо правильно разделить песнопение на строки. Следует обращать внимание на текст подобных песнопений – он часто перекликается с текстом самоподобна, что необходимо учесть при разметке.

Описание подобнов

(В первой колонке - название подобна, во второй - тип: знаменный (зн) или приимощный (пр), в третьей - количество строк, на которое должен делиться текст (только для приимощных подобнов), в последней - указание где можно найти текст подобна).

1 глас.

Название

тип

строк

В какой службе

"О, дивное чудо!"

зн


15 авг, Успение, Вел. в, на Г.в. 1я

"Небесных чинов"

пр

6

Окт., Неделя вечер, Богородичен на стих

"Прехвальнии мученицы"

пр

9

Окт., среда вечер, на стих

2 глас.

"Киими похвальными"

зн


29 июня, апп. Петра и Павла, на Вел. в., Г.в., 1я

"Егда от древа" *

пр

12 **

Великий Пяток, вечер, на стих. 1я

"Доме Евфрафов"

пр

5

Неделю перед Рождеством *** на стих,

"Терпяще мучения" ****

зн


9 марта, 40 муч. Севастийских, на Г.в. 1я

"Просветителя нашего"

зн


6 янв., Богоявление, на Великой Вечерни, Г.в.

* старое: "Доме Ефрантов" – калька с греческого 'oikos tou efranta`'

** или "на колико хощешь"

*** если оно приходится на 24 декабря. В современных минеях текст встречается 18 декабря и 21 декабря – в службе св. Петру Митрополиту Московскому

**** Эта стихира составлена "по мотивам" проповеди свт. Василия Великого на 40 мучеников.

3 глас.

"Велия креста"

зн


Октоих, в Неделю веч, на стих, 3я

"Поставиша тридесять сребренники"

зн


Вел четв., тропарь 9го Антифона Страстей

4 глас.

"Дал еси знамение"

пр

10

Окт., среда утра, на стих

"Яко добля"

пр

9

23 апреля, Вмч. Георгия, на Г.в.

"Хотех слезами омыти"

пр

7

Окт., Неделя вечер, на стих 1я

"Свыше зван" *

пр

12

29 июня, апп. Петру и Павлу, на хвалит

* варианты: званный свыше, иже званный свыше

5 глас.

"Радуйся Живоносный Кресте"

пр

14/*

14 сент., Крестовоздвижение, вечер, на стих 1я

"Преподобне отче"

зн


11 янв., прп. Феодосия общих житий начальника, на Г.в. 1я

* или "на колико хощеши"

6 глас.

"Тридневен" *

пр

6

Окт., Неделя утра на хвалитех

"Всю отложивше" **

пр

14

1 июл., св. безср. Космы и Дамиана, на Г.в. 1я

"Отчаянная" ***

зн


В Великую Среду, утро, на стиховне 4я

"Ангельския предыдите силы" ****

зн


20 декабря на утрени, на хвалитех 1я

* Варианты: В третий день, Третий день

** Все возложше, Все упование

*** Неначаемая

**** Ангельския преидут силы. Эта группа стихир по преданию написана прп. Романом Сладкопевцем.

7 глас.

"Не ктому возбраняемы"

зн


Октоих, вторник вечер, на стих

"Днесь бдит Иуда"

зн


В Великий Пяток, тропарь 6го Антифона Страстей

8 глас.

"О преславнаго чудесе" *

пр

9

14 сентября, Крестовоздвиж., утро, на хвал.

"Что вас наречем" **

пр

8

Окт., пон утро, на стих, муч

"Господи, аще и на судищи"

зн


Окт., Неделя, утро, на хвалитех

"Мученики Твои, Господи"

зн


Окт., втор веч на стих

"Мученицы Господни"

зн


Окт., Неделя, веч, на стих

"Иже во Едеме рай" ***

зн


Окт., среда, утро, на стих

* Вариант: О преславное чудо

** Что вы наречем

*** Еже древле во Едеме, Во Едеме рай

Файлы.

Глас 1.

Подобен 1 гласа. Прехвальнии мученицы. (pdf)

То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 464,4 Кб)


Подобен 1 гласа. Небесных чинов. (pdf)

То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 385,6 Кб)


Глас 2

Подобен 2 гласа. Доме Евфрафов. (pdf)

То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 348 Кб)


Подобен 2 гласа. Егда от древа. (pdf)

То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 650,5 Кб)


Подобен 2 гласа. Киими похвальными венцы. (pdf)

То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 1 Мб)


Подобен 2 гласа. Терпяще мучения(pdf)

То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 1,748 Мб)


Глас 4

Подобен 4 гласа. Дал еси знамение. (pdf)

То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 480 Кб)


Подобен 4 гласа. Яко добля. (pdf)

То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 531 Кб)


Подобен 4 гласа. Званный свыше. (pdf)

То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 668 Кб)


Подобен 4 гласа. Хотех слезами омыти. (pdf)

То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 418 Кб)


Глас 5.

Подобен 5 гласа. Радуйся, Живоносный Кресте. (pdf)

То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 847 Кб)


Глас 6

Подобен 6 гласа. Тридневен. (pdf)

То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 359 Кб)


Подобен 6 гласа. Всю отложивше. (pdf)

То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 736,4 Кб)


Подобен 6 гласа. Ангельския предыдите силы. (pdf)

То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 634,7 Кб)


Глас 8

Подобен 8 гласа. О, преславнаго чудесе! (pdf)

То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 612 Кб)


Подобен 8 гласа. Что вас наречем, святии. (pdf)

То же. Аудио файл (mp3, 96 Kbit/s, 617 Кб)










English v.

Обновления

Карта сайта

Пишите нам!

Поиск:














Дьячье око
Сайт о древне-церковной певческой культуре.
Знаменный фонд
Крылошанинъ
Православное Литургическое Содружество
Древний глас
ОЛДП во имя св. Иова
Скит на болоте
Каталог Православное Христианство.Ру




Home Articles Neumas Trifles Gbook



Graphics by GIMP get Ooo! get firefox!
Вечерняя песнь: счетчик закачек