Урок третий.

1. Нисходящие знамена.

Мы не будем здесь касаться тех сочетаний, которые мы уже рассмотрели в качестве разновидностей основных знамен. Напомним лишь, что из этой группы нам уже известны:

Крюк с подчашием и крюк с подверткой.

Параклит с подчашием и с подверткой.

Стопица с очком.

Палка с подверткой.


К этому списку мы добавим теперь следующие знаки:

Подчашие.

Значение подчашия - две четверти вниз.

Подчашия произошли от знамени "крюк с подчашием", о чем свидетельствуют древнейшие азбуки. Однако не следует путать эти знамена: подчашие имеет собственное певческое значение и исполняется в два раза быстрее крюка с подчашием. Подчашие чаще ставится в тех местах, где требуется указать на временное повышение тона, как, например, в попевке "рафатка". По-моему подчашие должно звучать несколько весомее остальных нисходящих знамен.

Подчашия, как и крюки, делятся на простые, мрачные, светлые и тресветлые.

     
Подчашие тресветлое
   
Подчашие светлое
 
 
Подчашие мрачное
   

Подчашие простое
     


Встречается также Подчашие с сорочьей ножкой, которое соответствует тресветлому Подчашию.

У подчаший нет разновидностей и это облегчит нам задачу их изучения.


Чашка.

Значение Чашки - две четверти вниз.
Зри разновидности чашки.


Сложития.

Значение Сложитий - две четверти вниз.

Сложития обозачают спуск с вершины.

Это знамя имеет достаточно много разновидностей. Особое внимание следует уделить следующим вариантам: простые сложития (с розсекой, или без нее) и сложития с запятой (с борзой и тихой пометами). Остальные знаки встречаются реже.

Зри разновидности сложитий


Теперь нам придется выучить новое Правило для нисходящих знамен.

Если второй звук нисходящего двузвучного знамени (напр. подчашия, или стопицы с очком) совпадает по высоте с первым звуком следующего восходящего (голубчика борзого, или переводки), то последний звук первого знамени переходит на ступень вниз.

Подчашие как-бы "подныривает" под голубчик. Таким образом мы избавляемся от "топтания" на одном звуке, имевшего бы место при обычном исполнении подчашия. Это правило справедливо и для всех остальных двузвучных нисходящих знамен.



2. Восходяшие знамена.

Голубчик.

Голубчик борзый. Голубчик тихий.
Значение - две четверти вверх. Значение - две половины вверх.

Это знамя согласно старинным азбукам нужно "проголкнути из гортани". Судя по значению слова "голкъ" в словаре Фасмера, голубчик следует петь динамичным, гортанным звуком.


Переводка.

С борзой пометой. С тихой пометой.
Значение - две четверти вверх. Значение - две половины вверх.


Из этой группы восходящих знамен голубчик и переводку объединяет общее свойство: оба знамени, как правило, не имеют степенной пометы, так как их значение зависит от высоты следующего знамени. Например: голубчик и крюк с пометой "покой" (соль). Голубчик "подводит" к крюку (соль) снизу ходом в две четверти: ми-фа.

Рассмотрим еще один случай - тихая переводка и статья с пометой "мыслете" (фа). В этом случае, по высоте статьи (фа) определяем, что переводка поется ре-ми (половинами).

Правило переводки.

Борзая переводка может употребляться как в функции голубчика борзого, так и в функции знамени, соединяющего две попевки. По словам старца Александра Мезенца переводка "овогда переведется, овогда же собою поется".
В тех случаях, когда переводка служит соединительным звеном между двумя попевками, статья, на которую оканчивается первая попевка, теряет половину своей длительности (эта половина как-бы переходит к переводке).

Это правило легко объяснить: добавляя в песнопение переводку, несущую вспомогательную, соединительную функцию, древнерусские певцы стремились сохранить изначальную длительность попевки. Поэтому переводка использует музыкальное время предшествующей статьи.


Скамейца

Это знамя, в отличие от голубчика и переводки, сопровождается степенной пометой.

Скамейца Скамейца тихая
Значение - две четверти вверх. Значение - две половины вверх.


Теперь - снова за проуки. На сей раз споем какое-нибудь простое церковное песнопение, например, ирмос 6-го гласа (пока без "подныривания"). Обратите внимание, что на слова "Богу" приходится оборот под названием "фотиза". Он часто встречается в песнопениях 2-го и 6-го гласов, например, в Догматике "Прейде сень" на слова "вместо Моисея". Обычно он записывается сокращенно (об этом мы поговорим позже), а в этом примере дан "в розводе", то есть выписан простыми знаменами.

Урок второй. К началу. Урок четвертый.