Крюковой букварь.

"...даже и доныне нами сим знаменем церковное красногласие по обыкновению,
еже в нашем роде, и учению держимо суть нехуде, но добре и благочинне
и благоисправне, последуя предним нашим церковным иже по Бозе
песнорачителем и сего многочастного знамени растворителем".

Старец Александр Мезенец.

Приступая к изучению крюков, будем помнить, что знание древнерусской нотации - ключ к пониманию знаменного роспева. Со временем система знаков, кажущаяся в начале запутанной и излишне сложной, обретает осмысленные очертания, певец начинает видеть преимущества пения по крюкам, главное из которых - свобода от ограничений пятилинейной нотации, естественность мелодического мышления, понимание самой основы знаменного роспева.
Каждый символ знаменной нотации имеет свое значение и силу. На первый взгляд многие знаки "дублируют" друг друга. На самом деле знамена, равные по азбучному значению, всегда отличаются функционально. Одни из них означают ударный слог, другие - речитатив, спуск и др. Такая система помогает не только распознавать очертания мелодии, но и требуемый характер ее исполнения.
В качестве напутствия желающим приступить к обучению, напомним слова наших предков: усердно трудящемуся обязательно откроется всякая "дробь и тонкость" наших российских крюков. Что ж - с Богом починаем!

Урок первый.

А начнем мы с самого простого. Рассмотрим знамена, обозначающие один звук - "единогласостепенные".


Параклит



Певческое значение Параклита - половина.
В переводе с греческого Параклит означает Утешитель. Этот знак часто ставится в начале всего песнопения, или какой-либо строки. Это напоминает нам о необходимости молитвы при пении и о том что перед началом его следует испросить благословение Утешителя.

Знамя Параклит в сочетании с особыми знаками дает иное певческое значение.
Зри разновидности Параклита.


Крюк.

Певческое значение Крюка - половина.

Это знамя дало второе имя знаменной нотации - крюковая. Ставится он "на силах", то есть на ударных слогах, что означает выделение его силой голоса (см. напр. Азбуку Калашникова). В древних азбуках о крюке говорится, что его следует "возгласити".


Есть четыре разновидности крюка: простой, мрачный, светлый, тресветлый. Эти четыре крюка различаются относительной высотой звука. Согласно старинным азбукам, самый низкий из всех - простой крюк. Мрачный же крюк будет уже выше простого, светлый - выше мрачного, тресветлый - светлого. Получается своеобразная иерархия крюков.

     
крюк тресветлый
 
   
крюк светлый
   
 
крюк мрачный
     

крюк простой
       


Иногда встречается еще крюк светлый с сорочьей ножкой.

Он равен по значению крюку тресветлому.

Сочетания любого крюка с особыми знаками дают практически те же значения, что и с параклитом.
Зри разновидности Крюка.


Стопица

Значение Стопицы - половина.
Стопица - знак, указывающий на речитатив. В древних азбуках про него написано: "просто говорити".

Разновидности Стопицы несколько отличны от разновидностей Параклита и Крюка.
Зри разновидности стопицы.


Запятая

Значение Запятой - половина.
Запятая - знамя, указывающее на мелодическую низину, или, по крайней мере, небольшую "ложбинку". В древних азбуках о ней говорится: "Запятая - ниско взят".
Зри разновидности запятой.


Палка.

Значение Палки - половина.
Указывает на нисходящее движение мелодии. Как и положено, палка "бьет". "А палку перед статейкою ударяй больче и будет мастеровито так, в мастерстве ведется".
Зри разновидности палки.


Вот и все. С половинками все ясно (ну, почти). Теперь главное - не забыть то, что уже выучили. Кстати, как там крюк светло-желтый возглашается? Все ясно. Петь пока рано. Придется сначала воспользоваться хитростью. Есть в нашем арсенале кое-какие штучки для обозначения высоты звука. Дело в том, что в начале XVII века мастера церковного пения, среди которых самым известным был Иван Шайдур, придумали степенные пометы, облегчающие жизнь бедным певчим. Степенные пометы - обыкновенные славянские буквы, которые пишутся киноварью (красными чернилами) слева от знамени и обозначают высоту звука. Если знамя состоит из нескольких звуков, то степенная помета будет указывать на верхний звук знамени.

Как хорошо видно на картинке, церковный (или обиходный) звукоряд разделен на четыре раздела, или согласия. Первое согласие, самое низкое, - простое. В нем находится три звука, обозначаемых с помощью степенных помет "глаголь с крыжем", "наш с крыжем" и "цы". Выше следует мрачное согласие. В нем - звуки, помечаемые как "глаголь", "наш", "слово" (в скорописи "слово" превратилось в точку). Далее - светлое согласие, в котором ставятся пометы "мыслете", "покой" и "веди" (скорописное). Тресветлое согласие содержит "мыслете с хохлом" (или с точкой), "покой с хохлом" и "веди с хохлом".

Легко видеть, что интервальные соотношения в каждом согласии одинаковые - верхний и нижний звуки согласия отстоят от центрального звука на большую секунду, а от соседних согласий - на малую секунду. Такое представление о звукоряде помогает на практике. Особенно это может пригодиться головщику для правильного вступления.

Есть еще одна степенная помета - "равно".

Название ее говорит само за себя - она обозначает пение знамени на прежней высоте. Обыкновенно за уровень, обозначаемый пометой "равно", принимается значение предыдущей степенной пометы.             

Мы уже узнали довольно много нового. Самое время - поупражняться. Именно для этого и существуют "проучки". Первой проучкой нам послужит песня про Китовраса (еже есть Кентавр). :) Согласно одной древнерусской притче это существо обладало большой премудростью, но, тем не менее, Соломон оказался мудрее.
При обучении по проучкам сначала лучше разобрать - из каких знаков состоит строка, а потом внимательно послушать пример. Если это не помогло, то постарайтесь подпевать записи, глядя в крюки.


 


 



К началу. Урок второй