Крюковой букварь.
"...даже и доныне нами сим знаменем церковное красногласие по обыкновению,
еже в нашем роде, и учению держимо суть нехуде, но добре и благочинне
и благоисправне, последуя предним нашим церковным иже по Бозе
песнорачителем и сего многочастного знамени растворителем".
Старец Александр Мезенец.
Приступая к изучению крюков, будем помнить, что знание древнерусской нотации -
ключ к пониманию знаменного роспева. Со временем система знаков, кажущаяся в начале
запутанной и излишне сложной, обретает осмысленные очертания, певец начинает видеть
преимущества пения по крюкам, главное из которых - свобода от ограничений пятилинейной нотации, естественность мелодического
мышления, понимание самой основы знаменного роспева.
Каждый символ знаменной нотации имеет свое значение и силу. На первый взгляд многие знаки "дублируют" друг друга.
На самом деле знамена, равные по азбучному значению, всегда отличаются функционально. Одни из них означают ударный слог, другие - речитатив, спуск и др.
Такая система помогает не только распознавать очертания мелодии, но и требуемый характер ее исполнения.
В качестве напутствия желающим приступить к обучению, напомним слова наших предков: усердно трудящемуся обязательно откроется всякая "дробь и тонкость" наших российских крюков. Что ж - с Богом починаем!
А начнем мы с самого простого. Рассмотрим знамена, обозначающие один звук - "единогласостепенные".
Параклит
|
Певческое значение Параклита - половина. |
Знамя Параклит в сочетании с особыми знаками дает иное певческое значение.
Зри разновидности Параклита.
|
Певческое значение Крюка - половина. |
крюк тресветлый |
||||
крюк светлый |
||||
крюк мрачный |
||||
крюк простой |
Иногда встречается еще крюк светлый с сорочьей ножкой.
Сочетания любого крюка с особыми знаками дают практически те же значения, что и с параклитом.
Зри разновидности Крюка.
Стопица
| Значение Стопицы - половина. |
Разновидности Стопицы несколько отличны от разновидностей Параклита и Крюка.
Зри разновидности стопицы.
Запятая
| Значение Запятой - половина. |
Палка.
| Значение Палки - половина. |
Вот и все. С половинками все ясно (ну, почти). Теперь главное - не забыть то, что уже выучили. Кстати, как там крюк светло-желтый возглашается? Все ясно. Петь пока рано. Придется сначала воспользоваться хитростью. Есть в нашем арсенале кое-какие штучки для обозначения высоты звука. Дело в том, что в начале XVII века мастера церковного пения, среди которых самым известным был Иван Шайдур, придумали степенные пометы, облегчающие жизнь бедным певчим. Степенные пометы - обыкновенные славянские буквы, которые пишутся киноварью (красными чернилами) слева от знамени и обозначают высоту звука. Если знамя состоит из нескольких звуков, то степенная помета будет указывать на верхний звук знамени.
Как хорошо видно на картинке, церковный (или обиходный) звукоряд разделен на четыре раздела, или согласия. Первое согласие, самое низкое, - простое. В нем находится три звука, обозначаемых с помощью степенных помет "глаголь с крыжем", "наш с крыжем" и "цы". Выше следует мрачное согласие. В нем - звуки, помечаемые как "глаголь", "наш", "слово" (в скорописи "слово" превратилось в точку). Далее - светлое согласие, в котором ставятся пометы "мыслете", "покой" и "веди" (скорописное). Тресветлое согласие содержит "мыслете с хохлом" (или с точкой), "покой с хохлом" и "веди с хохлом".
Легко видеть, что интервальные соотношения в каждом согласии одинаковые - верхний и нижний звуки согласия отстоят от центрального звука на большую секунду, а от соседних согласий - на малую секунду. Такое представление о звукоряде помогает на практике. Особенно это может пригодиться головщику для правильного вступления.
Есть еще одна степенная помета - "равно".
Мы уже узнали довольно много нового.
Самое время - поупражняться. Именно для этого и существуют "проучки".
Первой проучкой нам послужит песня про Китовраса (еже есть Кентавр). :)
Согласно одной древнерусской притче это существо обладало большой премудростью, но, тем не менее, Соломон оказался мудрее.
При обучении по проучкам сначала лучше разобрать - из каких знаков состоит строка, а потом внимательно послушать пример. Если это не помогло, то постарайтесь подпевать записи, глядя в крюки.
  |
К началу. | Урок второй |